Очередной выставкой порадовала ценителей искусства «Галерея М». Снова в уютном зале собрались те, кому интересны новые веяния в живописи. А посмотреть действительно было на что. Работы художника Омуркул уулу Базаркула, представившего на выставке 26 своих картин, отличались яркой индивидуальностью и самобытностью.
Как оказалось, Базаркул работает в стиле этноарт. Художник, выросший в Таласе, тематикой своих картин выбрал этнографические мотивы, а именно предметы кыргызского уклада жизни: юрту, колыбель, лампаду – как символы домашнего очага, уюта и тепла. Телега и колесо символизируют вечное движение; традиционный восточный животный мир – лошади, яки, верблюды – являются символами преданности и служения; Луна и Солнце - вечные символы бытия. Многое знакомо и понятно нам с детства.
Как отмечает вице-президент Союза творческих сил (СТС) Жылдыз Кудайберген, по инициативе которого и организована выставка, кроме традиционности в выборе сюжетов и мотивов почерку Базаркула свойственны фигуративная композиция, теплый колорит цветовой гаммы, что подчеркивает его приверженность восточным традициям. «Базаркул постоянно задается вопросами о непрекращающемся движении времени, вечности бытия (триптих «Караван вечности, или Сокровища Азии», триптих «Дорога жизни»), о сущности понятия свободы (триптих «Вольная неволя»), о приверженности корням и истокам («Колыбельная»), о хрупкости человеческой души («Девичьи секреты»)», - добавляет она.
При этом, по словам Жылдыз Кудайберген, этнографическую тему мастер раскрывает в современной модернистской манере. «Именно это и делает его картины современными и близкими, актуально звучащими в наш технократический век», - говорит она.
По словам арт-менеджера галереи Мээрим Акматкуловой, с начала 1990-х по 2002 год художник много путешествовал, выставлялся в музеях. «Его работы находятся в частных коллекциях Казахстана, России, Германии, Турции, Испании, Японии, США и других стран. Начинал работать Базаркул в реалистической манере. Однако со временем он перешел на этно-арт, так как почувствовал, что это сродни его духу», - говорит она.
Было интересно послушать и мнение пришедших гостей. По словам Гульнары Суранаевой, впервые его работу она увидела в Национальном музее изобразительных искусств на выставке, посвященной Чингизу Айтматову. «Она сразу же привлекла внимание своей оригинальностью и свежестью идеи. Именно такие картины пользуются успехом у иностранцев, которым интересна любая архаика. Видимо, писать в стиле этноарт он начал, когда долгое время жил за границей, сказалась тоска по Родине», - считает она.
Как оказалось, среди гостей присутствовал и один из учителей Базаркула Жаныбек Рай. «Я сразу понял, что он талантлив. Ему еще многому надо учиться, но, бесспорно, он нашел свой путь, и это радует», - считает педагог.
Согласилась с мнением опытного художника и президент Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремесел Динара Чочунбаева. «Замечательные, мастерские работы, написанные в лучших традициях кыргызской живописи. Он, конечно, еще молодой, но если он так же упорно будет работать, искать что-то новое, страна получит хорошего художника», - заметила она.
Стоит отметить, что очень ценным дополнением к экспозиции стала и выставка мастера по прикладному искусству Турары Тургуналиевой. Картины художника и ее оригинальные работы взаимно дополняли друг друга. Особенно это почувствовали женщины, всегда неравнодушные к аксессуарам, головным уборам, предметам домашнего быта.
По словам Жылдыз Кудайберген, не останавливаясь на достигнутом, Турара все время ищет свой собственный стиль, применяя для туш кийизов необычные ткани и материалы - войлок, кожу, вельвет, шерсть, хлопок, лен. «Это уже современный взгляд на кыргызские мотивы, поэтому в ее работах уже не так просто выявить национальный колорит. В ее изделиях стилизованные фигурки людей, животных, птиц живут своей собственной жизнью. Турара как бы сознательно отходит от традиционных киргизских узоров, придумывая новые оригинальные формы и цветовые гаммы. Таким образом она расширяет традиции киргизского туш кийиза, придавая ему совершенно новое современное звучание. Такой вольный подход мастерицы к традиционным изделиям вызывает различную реакцию у специалистов, но, безусловно, заслуживает определенного уважения за постоянный поиск, творческий, даже новаторский подход к делу», - считает она.
…Официальная часть уже завершилась, а люди все продолжали идти в уютную галерею, чтобы окунуться в мир прекрасного от ежедневной суеты дел…