На экспертизу представлена икона "Богоматери Федоровской",
дерево, левкас, яичная темпера, 54х68,5x3 см, лицевая сторона
без ковчега, шпонки врезные.
Икона исследована
- под микроскопом МБС-9
- в отраженном ультрафиолетовом спектре
- с помощью инфракрасной рефлектографии и макрофотографирования.
В результате искусствоведческого и технико-технологических
исследований установлено следующее:
На иконе представлен поясной образ Богородицы с Младенцем
Христом на ее правой стороне в иконографическом типе
«Богоматерь Феодоровская». На нижнем поле иконы имеется
надпись: Подобые и мера чудотворнаго образа Богородицы
Феодоровскае во граде Костроме 6747 (1239) году, а
празднование по сему образу марта 14
Свое название икона получила от Великого князя Ярослава
Всеволодовича (ум.1246), отца Александра Невского, бывшего в
крещении Феодором. В 12 и. икона стояла в часовне Феодора
Стратилата около Кидекши. В 1239 г. князь Василий Георгиевич
(ум. 1276), сын старшего брата Ярослава-Георгия, во
время охоты в лесу увидел на дереве иному Богоматери, когда ом
протянул руки икона поднялась в воздух. Тогда князь с
епископом и всем клиром с молитвами перенес икону в город и
поставил в Федоровском соборе. Все узнали в ней ту самую
древнюю икону Богородицы. Восстановление памяти
Феодоровской иконы и широкое почитание связано с
прекращением смуты. В 1613 г. иконой Феодоровской
Богоматери был благословлен при избрании на царство Михаил
Романов. В 1670 г. народного Ипатьевского монастыря написал
«Сказание» о чудесах иконы. Отличительной чертой ее
иконографии, в целом близкой Богоматери Умиление
Владимирской, является изображение младенца Христа с
обнаженной левой ножкой, что символизирует его грядущие
крестные страдания. Младенец расположен на правой руке
Богородицы. Образ Богородицы Федоровской считался
покровителем семьи Романовых и приобрел особую популярность в XIX в.
Данная икона раскрыта от потемневшей олифы и несет следы современной реставрации:
- восполнены утраты живописи на фоне и по стыку досок в центре, на серебрении удалены лессировочные слои.
По характеру личного письма с темно-оливковым санкирем и плотным
вохрением, рисунку ликов, колориту образ Богоматери Федоровской относится к памятникам иконописи костромского-ярославского региона конца XVIII-первой трети XIXв…
Таким образом, по сумме стилистических иконографических и технико-технологических признаков икона Богоматери Феодоровской является произведением костромской иконописи конца XVIII-первой трети XIX в., имеет историко-культурную, церковную и коллекционную ценность.
Ю.Г. Бобров
Декан искусствоведения, Реставратор высшей квалификации,
Эксперт МК РФ по культурным ценностям
Технико-технологические исследования
Ф.Ю. Бобров, кандидат искусствоведения
Доцент кафедры реставрации живописи